Стали известны новые подробности о крушении штурмовика Ил-2 в 1942 году под Орлом

Стали известны новые подробности о крушении штурмовика Ил-2 в 1942 году под Орлом
Фото: Среднерусский институт управления - орловский филиал РАНХиГС

В Орловской области прошёл осенний этап «Вахты Памяти-2024». Он длился с 20 по 29 сентября. Поисковики работали в Залегощенском районе в 2 километрах от станции Золотарево. Местные жители рассказывали, что там, на поле за железной дорогой, в годы Великой Отечественной войны упали 2 самолёта ВВС Красной Армии. Изучив документы, специалисты нашли этому подтверждение.

«МК в Орле» уже сообщал, что во время экспедиции обследовали 2 воронки. Одна оказалась местом падения штурмовика Ил-2, вторая образовалась из-за сорвавшейся с плоскости крыла авиационной бомбы ФАБ-100.

Подбитый штурмовик горел. При раскопках поисковики нашли доказательства. Это, например, расплавившийся алюминий и сгоревшие патроны пулеметов ШКАС. Падая, самолёт, подорвался на своих авиационных бомбах. Бронекорпус вошёл в землю на глубину больше 3,5 метра, выгорел и разбился на мелкие фрагменты.

В пресс-службе Поискового движения России добавляют, что взрыв полностью уничтожил кабину пилота. Мелкие фрагменты оборудования нашли в радиусе больше 300 метров.

Крупных целых деталей самолёта, таких как двигатель, редуктор винта, колёса шасси, авиационные пушки и пулемёты, не обнаружили. Зато нашли их фрагменты. Подняли части стоек шасси, обломки блока двигателя, части обшивки планера. Вероятно, некоторые детали при взрыве выбросило на поверхность земли, потом их собрали местные жители.

Первой зацепкой по установлению личности лётчика стал фрагмент блока двигателя с клеймом 30-го Московского авиационного завода, который выпускал самолёты-штурмовики. Уже чуть позже обнаружили и номер самолёта: 30313.

В журнале боевых действий 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии специалисты прочитали, что 21 августа 1942 года полк получил задачу уничтожить матчасть противника на аэродроме Орёл. На задание вылетело 9 штурмовиков Ил-2. Истребительное прикрытие не выделили. 2 самолёта вернулись на свой аэродром из-за неисправности материальной части, 7 самолётов на свой аэродром не вернулись.

На следующий день в полк прибыли лётчики Бондаренко и Малинкин. Они рассказали, что основной груз боеприпасов сбросили на аэродроме Орёл на материальную часть противника. Уничтожили и вывели из строя 20 самолётов и 3 бензозаправщика. Лётчики Пушкарёв, Росляков, Лебедев, Гуляев, Башкиров считались не вернувшимися с задания.

Штурмовик Ил-2 сбил обер лейтенант Альберт Вальтер на предельно малой высоте. За штурвалом самолёта был лётчик 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии сержант Иван Башкиров. Он родился в 1921 году в селе Старое Матюшкино Чердаклинского района Куйбышевской области. Воспользоваться парашютом он не смог из-за малой высоты. Он погиб при взрыве самолёта.

Из пятерых не вернувшихся с боевого задания лётчиков войну пережил только заместитель командира авиационной эскадрильи лейтенант Михаил Пушкарёв. Он родился 29 октября 1921 года в городе Молотов. К августу 1942 года он выполнил больше 48 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Дважды его наградили орденом Красного Знамени. Его штурмовик Ил-2 упал у деревни Прилепы. Там лётчика и взяли в плен. Он прошёл 4 немецких лагеря. После освобождения из плена он прошёл проверку в запасном полку. Его наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В ноябре 1945 года он вышел в запас. 6 апреля 1985 года его наградили орденом «Отечественной Войны» II-ой степени.

Где погибли командир эскадрильи лейтенант Росляков, младший лейтенант Лебедев и командир звена младший лейтенант Гуляев, ещё предстоит выяснить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру